Fixed Base Operator в бизнес авиации

Полный комплекс услуг бизнес авиации

Fixed Base Operator или FBO — это основа наземной инфраструктуры авиации. Так называют комплекс сервисных центров, занимающихся обслуживанием пассажиров и проведением техосмотра и ремонта воздушных судов.

FBO в России начиналось в 90-е годы. Тогда на территории ГосНИИ ГА появился терминал бизнес-авиации, а для обслуживания самолетов использовался арендованный ангар института. Через некоторое время объемы частных перелетов увеличились, и для обслуживания растущего рынка деловой авиации был построен специальный терминал, открывшийся с октября 1999 года.

Наличие Fixed Base Operator значительно поднимает уровень сервиса компании-перевозчика, здесь можно говорить о европейском стандарте предоставления услуг. Некоторые компании сейчас имеют свои FBO в московских аэропортах Шереметьево, Внуково и Домодедово.

Аэропорт Внуково изначально пропускал деловой поток через терминал «Космос», впоследствии здесь возвели специализированное здание Центра авиации общего назначения. А в 2006 году открылся крупнейший в Европе центр бизнес-авиации Внуково-3, включающий сразу несколько терминалов, а также ангары для самолетов и станцию технического обслуживания.

Только офисная площадь комплекса деловых авиаперелетов Внуково-3 составляет 7000 кв. м, а ангар 3000 кв. м. С декабря 2004 года во Внуково действует единый оператор, организующий наземное обслуживание рейсов бизнес-авиации. И только с 2004 года начал обслуживать деловую авиацию аэропорт Домодедово.

Статистика отправок деловых рейсов за 2008 год говорит о том, что из Внуково вылетели 21270 рейсов бизнес авиации, из Шереметьево — 5638, из Домодедово — 4353. В скором времени на территории московского Внуково-3 будет открыт первый в стране центр технического обслуживания JetAviation, оператора деловой авиации мирового масштаба.

К сожалению, на сегодняшний день наличием Fixed Base Operator могут похвалиться только московские аэропорты. В других городах России такая важная структура по организации частных vip-перелетов, как FBO, отсутствует.

  В Чехию отправился второй Pilatus PC-24

На ближайшее время планируется появление FBO в Санкт-Петербурге, поскольку по количеству отправок деловых самолетов этот город занимает второе место после столицы. Остальные российские города пока не имеют полнокровных Fixed Base Operator для обслуживания растущих заказов на бизнес рейсы, в крупных городах можно встретить только какие-то элементы этого вида обслуживания.

Но, думается, у российской бизнес-авиации все еще впереди. Такая перспективная отрасль просто не может не развиваться. Поэтому в скором времени наши аэропорты, обслуживающие деловую авиацию, обретут свои элементы наземной инфраструктуры. Специалисты называют деловую авиацию одним из самых выгодных видов бизнеса и в один голос предвещают его постоянное развитие.